Skip to main content

Расследование дорожно-транспортных происшествий

Главная » Публикации » Наши издания » 1998 год » Расследование дорожно-транспортных происшествий

РАССЛЕДОВАНИЕ ДОРОЖНО-ТРАНСПОРТНЫХ ПРОИСШЕСТВИЙ: Методическое пособие по осмотру места ДТП, проведению следственных экспериментов и назначению судебной автотехнической экспертизы
/Под общ.ред.Э.П. Леневского. -
Мн.: НИИПККиСЭ, 1998. - 111с.

Методическое пособие подготовили сотрудники лаборатории судебно-автотехнических исследований НИИПККиСЭ:
В.К.Волков, Е.И.Габа, Д.Э.Жих, Е.В.Занин, В.С.Золотарь, С.А.Киршенков, А.М.Кривицкий, Э.П.Леневский, Г.Н.Мышковец, А.Е.Пигулевский, А.А.Сушко, В.В.Фальковский, П.П.Чуприн, Ю.И.Шапоров

Под общей редакцией Э. П. Леневского

Рецензент: старший следователь по особо важным делам Следственного Комитета МВД Республики Беларусь подполковник милиции
М. Ф. Папкович

 

НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ИНСТИТУТ ПРОБЛЕМ КРИМИНОЛОГИИ, КРИМИНАЛИСТИКИ И СУДЕБНОЙ ЭКСПЕРТИЗЫ
МИНИСТЕРСТВА ЮСТИЦИИ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

 

РАССЛЕДОВАНИЕ
ДОРОЖНО-
ТРАНСПОРТНЫХ
ПРОИСШЕСТВИЙ

Методическое пособие по осмотру места ДТП,
проведению следственных экспериментов
и назначению судебной автотехнической экспертизы


 Минск
1998

 

СОДЕРЖАНИЕ

Введение

1. ОСМОТР МЕСТА ДОРОЖНО-ТРАНСПОРТНОГО ПРОИСШЕСТВИЯ

1.1. Измерения на месте дорожно-транспортного происшествия

1.2. Измерения с применением базовой линии

1.3. Параметры дороги

1.4. Проезжая часть гравийных и грунтовых (проселочных) дорог

1.5. Измерения на лесных (проселочных) дорогах

1.6. Конфигурация перекрестков

1.7. Дорожные знаки и разметка, дорожные сооружения

1.8. Потёки жидкостей и осыпи

1.9. Уклоны, радиусы закруглений, кюветы, придорожная полоса

1.10. Следы на месте ДТП

2. ОСМОТР ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА

2.1. Внешний осмотр транспортного средства

2.2. Проверка технического состояния и функциональных характеристик транспортного средства

3. СЛЕДСТВЕННЫЕ ЭКСПЕРИМЕНТЫ

3.1. Определение времени перемещения пешеходов (подвижного препятствия) во время ДТП

3.2. Определение скорости движения транспортного средства

3.3. Определение видимости дороги и конкретной видимости объекта в темное время суток

3.3.1. Определение видимости дороги и конкретной видимости неподвижного объекта при отсутствии света фар встречного транспортного средства

3.3.2. Определение видимости дороги и конкретной видимости подвижного объекта при отсутствии света фар встречного транспортного средства

3.3.3. Определение видимости дороги и конкретной видимости неподвижного препятствия при наличии света фар встречного транспортного средства

3.4. Определение времени поворота транспортного средства

3.5. Экспериментальное торможение транспортного средства

3.6. Определение обзорности с места водителя

4. ПРИМЕНЕНИЕ ВИДЕОСЪЕМКИ ПРИ РАССЛЕДОВАНИИ ДТП

4.1. Задачи, решаемые при использовании видеосъемки

4.2. Масштабы изображения, судебная видеосъемка и ее виды, подготовка и общие требования при ее проведении

4.3. Методика проведения видеосъемки при осмотре места ДТП

4.4. Видеосъемка транспортных средств, участвовавших в ДТП

4.5. Методика проведения видеосъемки при проведении следственного эксперимента

5. СУДЕБНО-АВТОТЕХНИЧЕСКАЯ ЭКСПЕРТИЗА

5.1. Предмет, задачи, объект автотехнической экспертизы

5.2. Назначение судебной автотехнической экспертизы

Литература

ВВЕДЕНИЕ

Обеспечение безопасности движения – одна из наиболее острых и актуальных проблем, связанных с интенсивным развитием автомобильного транспорта. Ежегодно в результате дорожно-транспортных происшествий (ДТП) гибнут и получают различные телесные повреждения тысячи людей, наносится большой экономический ущерб.

Обеспечение безопасности дорожного движения требует совершенствования всех составляющих комплекса "человек – автомобиль – дорога – среда".

В системе мероприятий, направленных на повышение безопасности движения, большое значение имеют меры уголовно-правового характера – быстрое и квалифицированное расследование ДТП, справедливое наказание виновных в их совершении лиц.

Для успешного решения указанных задач необходимо широко внедрять в судебно-следственную практику достижения науки и техники, эффективно использовать возможности судебной автотехнической экспертизы.

Судебная автотехническая экспертиза является важным инструментом в руках органов дознания, следствия и суда. Она способствует установлению состояния причастных к дорожно-транспортному происшествию элементов системы "человек – автомобиль – дорога – среда", связей в системе между ними, нарушение которых послужило причиной ДТП или способствовало его совершению. Поэтому практические работники должны знать ее возможности и в совершенстве владеть методикой определения необходимых для экспертизы исходных данных.

Наиболее распространенным недостатком в практике назначения автотехнической экспертизы является неполнота и недоброкачественность материалов, предоставляемых для экспертного исследования. В большинстве случаев это объясняется неквалифицированным осмотром мест ДТП и транспортных средств (ТС) работниками соответствующих служб МВД, упрощенным составлением первичных документов о дорожном происшествии (без должного внимания к следам и вещественным доказательствам), а также методически неправильным определением данных, устанавливаемых следственными экспериментами.

В целях оказания методической помощи сотрудникам судебно-следственных органов и экспертам-автотехникам, а также повышения эффективности проведения автотехнической экспертизы и качества расследования ДТП и было подготовлено настоящее методическое пособие.

При подготовке методического пособия учтены рекомендации следователей-практиков, специализирующихся на расследовании ДТП и опыт проведения автотехнических экспертиз в лаборатории судебно-автотехнических исследований Научно-исследовательского института проблем криминологии, криминалистики и судебной экспертизы Министерства юстиции Республики Беларусь, накопленный с момента создания лаборатории в 1959 году.

Авторы выражают надежду на творческий подход при использовании данного пособия и с благодарностью примут советы и замечания для подготовки второго издания.